К . Д. Ушинский
Учитель – логопед Утёмова Н. Н. в течение 2020 – 2021 учебного года реализовала проект с детьми старшего дошкольного возраста: «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники».
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Дети с удовольствием учились составлять предложения, рассказы, пересказывать знакомые сказки, заучивали стихи и чистоговорки с помощью мнемодорожек, и мнемосхем. С интересом разгадывали загадки и учились составлять их сами с помощью мнемодорожек.
В результате работы по данному проекту у детей повысилась эффективность обучения связной монологической речи за счет использования мнемотехники, как графически зафиксированной программы рассказа, в процессе формирования у детей навыков планирования связных развернутых высказываний, а это будет способствовать их успешному обучению в школе.
Автор статьи и фото: учитель-логопед Н.Н. Утемова